На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

 

ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА

Важнейшие православные праздники совершаются не один день, но имеют так называемое предпразднство и попразднство. Эти труднопроизносимые календарные термины означают следующее. Предпразднство ("перед праздником") – определенный период богослужебного календаря, службы которого содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой.

Праздник Рождества Христова, самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеет 5 дней, а праздник Богоявления – 4 дня предпразднства, остальные праздники – по одному дню. (Подготовительный период к празднику Пасхи – Великий пост.) Попразднство ("после праздника") – определенный календарный период, дни которого являются продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церковного праздника, причем его тема совмещается с самостоятельными литургическими темами этих дней (днями памяти святых и др.). Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется "отданием праздника". Отдание праздника – последний день праздничного периода. Он отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, иногда почти воспроизводящим службу первого дня этого праздника. Рождество имеет 6 дней попразднства, поэтому его отдание всегда совершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю).

 

Апостольское чтение

Послание ап. Павла к Галатам 1:11-19

[Евангелие Павла – от Самого Христа]

[Братья,] объявляю вам, что Евангелие, которое я благовествовал, – не есть человеческое: ведь я принял его и научился ему не от человека, но получил через откровение Иисуса Христа.

Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я усердно преследовал Церковь Божию и истреблял ее; и я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью [т. е. с людьми], и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам; но я ушел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

Потом, спустя три года, я ходил в Иерусалим познакомиться с Кифой (Петром) и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея 2:13-23

[Бегство в Египет. Избиение младенцев]

Когда волхвы ушли, — вот, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Вставай, возьми Дитя и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе, потому что Ирод намерен разыскать Дитя, чтобы Его погубить».

И тот встал, ночью взял Дитя и Матерь Его, и удалился в Египет, и оставался там до кончины Ирода, чтобы исполнилось сказанное Господом через пророка, говорящего: «Из Египта призвал Я Сына Моего» (Осия 11:1)1.

Меж тем Ирод, видя, что волхвы насмеялись над ним, пришел в великую ярость и послал умертвить в Вифлееме и по всей округе всех младенцев в возрасте от двух лет и менее, в соответствии с тем сроком, который он уточнил у волхвов.

Тогда сбылось предреченное Господом через пророка Иеремию, говорящего:

«Голос в Раме слышен, рыдание и вопль великий; о чадах своих Рахиль плачет и не хочет утешиться, ибо нет их» (Иер 31:15)2.

А после кончины Ирода3, — вот, ангел Господень является во сне Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Дитя и Матерь Его и ступай в землю Израилеву, ибо те, кто покушались на жизнь Младенца, умерли». Он встал, взял Дитя и Матерь Его и вступил в Землю Израилеву. Услышав, однако, что над Иудеей вместо отца своего Ирода царствует Архелай, он остерегся идти туда; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет4, дабы исполнилось предсказанное через пророков, что Он «Назореем наречен будет».

 

Примечания к Евангельскому чтению

 

Литургийное евангельское чтение отдания Рождества продолжает чтение в первый день праздника; в целом они составляют всю вторую главу Евангелия от Матфея.

1 Эти слова пророка Осии (VIII в. до н. э.) относятся к Израилю – народу Божию, символу и прообразу Мессии.

2 Евангелист Матфей цитирует слова пророка Иеремии в качестве метафоры, хорошо понятной всем иудеям. Рама – местечко (позднее – городок) по дороге в Вифлеем, где некогда была похоронена Рахиль, любимая жена Иакова, одного из патриархов (т. е. «родоначальников») народа Божия (Бытие 35:19). Это печальное место стало символом всенародной скорби в 586 г. до н. э., потому что именно здесь вавилонский царь Навуходоносор II, разрушивший Иерусалим, собирал иудеев перед их депортацией в Вавилонию. Праматерь Рахиль, образно говоря, оплакивала тогда свой народ, а теперь оплакивает несчастных младенцев, избитых Иродом, и их безутешных родителей.

3 После смерти Ирода (4 г. до н. э.) его царство было поделено между тремя оставшимися в живых сыновьями. Галилея и часть Заиорданья отошли к Ироду Антипе, земли к северо-востоку – Ироду Филиппу, а главная территория, Самария и Иудея, – Архелаю, человеку жестокому, как и его отец, но не обладавшему его дипломатическими способностями. Не оправдав надежды римлян, он был смещен Августом в 6 г. н. э., а власть над Иудеей перешла к римским военным «губернаторам» – префектам и прокураторам.

4 В Евангелиях Христос именуется и Назореем и Назарянином, т. е. жителем Назарета. Здесь Матфей явно кви. М., 1995.

 

ссылается на пророчество Исайи (VIII–VII вв. до н. э.), который называет Мессию «отраслью» (потомком) от корня Иессея, отца Давида (см. Ис 11:1, а также родословную Христа в первой главе Евангелия от Матфея). В еврейском это слово – нецер, «отрасль» – созвучно со словом Ноцерат, т. е. Назарет. Когда Святое Семейство поселилось в Назарете, – это пророчество исполнилось. Не следует путать с другим значением термина «назорей».

 По материалам: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. М., 1995

наверх