Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, именеТвоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Это древнейшая и общая у всех христиан молитва. Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи.
Во славу Святой Троицы эту молитву мы произносим три раза. Двенадцать раз мы произносим эту молитву, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. Сорок раз — для освящения всей нашей жизни.
Троица. Андрей Рублев. 1420-е.
Третьяковская галерея.
Три ангела собрались вокруг стола для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гормония голубых. васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.
"И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего;
И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошаго, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели".
Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.
Содержание "Троицы" многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. "Чаша" прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение "чаши жизни", "чаши мудрости", "чаши бессмертного напитка". В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о "Чаше Грааля", из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как "смертная»". Эта тема звучит в былинах и "Слове о полку Игореве2. Для Андрея Рублева и его современников "чаша»" была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской "Троице" "чаша смертная" — "залог жизни будущей".
В совершенной художественной форме преподобный Андрей Рублев выразил в "Троице" одно из самых сложных понятий христианской религии о триединстве Бога.